Свято-Никольский храм, г. Кудымкар | Портал Коми-Пермяцкого округа

Свято-Никольский храм, г. Кудымкар

hram.JPG Свято-Никольская церковь является главным учреждением Русской Православной Церкви на территории округа, она долгое время была центром не только религиозной, но и всей духовной жизни нашего края.
Здание церкви - первое каменное здание в Кудымкаре и одно из первых на территории округа, объявленное памятником истории и культуры. Такое наследие достойно внимания исследователей края.

История создания церкви
К каким бы вопросам истории Урала и особенно Прикамья ХVI-ХХ века не обращались исследователи, они, как правило, начинают испытывать потребность в знании полной истории знаменитого русского рода предпринимателей и меценатов искусства Строгановых.
9 апреля 1529 года Строгановым была дана грамота на соляные промыслы в Сольвычегодске. Во второй половине XVI века они распространяют свои владения и в Перми Великой. Первая жалованная грамота на великопермские земли была дана от Ивана Грозного Григорию Строганову. Можно сказать, что этой грамотой было положено основание владений Строгановых в Перми Великой.
Переписи Перми Великой XVI-XVII веков отмечают в Соликамском уезде, погосте Кудымкор деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (в это время весь бассейн реки Иньвы составлял один церковный приход, к которому принадлежали, например, деревни Кува, Майкор и Купрос): А так как это селение принадлежало графу Григорию Строганову, считается, что и церковь построена по инициативе и непосредственному участию этого человека, финансировавшего строительство деревянной церкви. Кривощёков И.Я. отмечает, что «между 1579 и 1623 годами построена в селе Кудымкор деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая» (13,с.87) Церковь уже в XVII в. владела немалыми богатствами. По утверждению Шишонко В.Н. церкви принадлежали «образ Пречистыя Богородицы Одигитрия на красках, большая пядница, а у него прикладу две гривны басмены, серебряны, золочены, образ Николы Чудотворца, меньшая пядница обложена серебром прикладу венец сканной; образ Воскресения Христова, на золоте, у него прикладу гривна басмена, двери царские и деисусь на красках; Пречистыя запрестольня, середня пядница; евангелие напрестольное, письменное; евангелисты серебряные, октай на 8 гласов письменной, минея общая, апостол письменной, псалтырь письменная; часовник и на колокольнице три колокола; в погосте двор попа, дъячка, пономаря и просвирницы Ульяны; пашни пахотные, церковные земли, две чети с осьминою». (16,с.247).
Древность церковного прихода подтверждается нахождением в церкви древнего колокола с латинской надписью «Gloria Soli Deo» (Единому Богу Слава) и дата «1646 год», а также требника Петра могилы печати 1647 года.
Об этом, в частности, говорит Малахов М.В.(14,с.44)
В 1749 году по второму разделу между братьями Строгановыми Кудымкор с окрестными селениями достался Александру Сергеевичу Строганову Он владел Кудымкаром с 1756 по 1811 год и именно в Кудымкаре на месте старой деревянной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая построил новый каменный Свято-Никольский храм.
Существуют небольшие разногласия относительно дат строительства Кудымкарской Свято-Никольской церкви. Конин Г.К. называет датами строительства 1792-1795 гг. (11, с.97) Кривощёков И.Я. считал, что здание построено в 1796 г. (12,с.37), очевидно, имея в виду дату окончания строительства.
Кудымкарский Свято-Никольский храм состоял из алтарной, летней и зимней частей. Со стороны входа к нему была пристроена колокольня, которая зрительно возвышала весь церковный ансамбль над остальными деревянными постройками. Построенные здания (больницы, училища, квартиры) образовали прямые улицы и правильные кварталы. В центре большой площади разместилась каменная Свято-Никольская церковь, напротив церкви поднялись двухэтажные каменные дома - конторы Строгановского правления.
Белизна стен подчёркивала строгость форм здания. Фасады почти без декора. Под самым куполом в первом ярусе колокольни динамично расположены четыре круглых отверстия, вписанных в ромб.
Крупные окна больших размеров также расположены на каждой из восьми граней барабанов покрытого куполов, там находилась храмовая часть и на третьем ярусе восьмигранника колокольни через одну грань. Это создаёт ритмическую перекличку всему церковному зданию. Композиция восьмигранника с равномерным ритмом арочных окон также с декоративными решётками и геометрическим орнаментом и делением на этажи чётко организована. Алтарная часть перекрыта полукуполом. Главные линии куполов и полукуполов, завершающих верх здания создают приостановку движения вверх, немного заземляют зрительно всю постройку, но от этого она не теряет, а наоборот, более органично вписывается в окружающую среду. В очертании куполов и полукуполов заметно влияние архитектурных форм барокко. Карниз перехода из храмовой части в купольную часть декорирован геометрической кладкой кирпичей. И само впечатление от композиции всего церковного здания полно простоты и ясности. В церкви было три престола:
-холодный храм во имя сорока мучеников;
-тёплый храм с южной стороны, во имя святителя и чудотворца Николая;
-храм с северной стороны - во имя святой великомученицы Параскевы. (17,с.6)
Первый храм освящен 11 августа 1819 года, а второй и третий - 25 февраля 1804 года. (7,л.9)
До настоящего времени неизвестно, кто был на самом деле архитектором Свято-Никольской церкви. По одним сведениям, архитектурный проект церкви был предоставлен Андреем Никифоровичем Воронихиным, впоследствии строителем Казанского собора в Санкт-Петербурге. Эта версия основывается на том, что Андрей Никифорович вышел из семьи крепостных, дворовых графа Александра Сергеевича Строганова. В период 1793-1795 он работал архитектором на нескольких усадьбах, загородных домах Строгановых. Кривощёков И.Я. писал: «В Кудымкаре имеется каменная православная церковь, построенная по проекту известного строителя Казанского собора Воронихина».(12,с.37). Однако никаких архивных данных о причастности Воронихина к строительству Свято-Никольской церкви пока не найдено. А все современные исследователи либо указывают на Воронихина, как на предполагаемого автора проекта церкви, либо ссылаются на Кривощёкова И.Я.
Данная проблема нуждается в дальнейшем изучении, предполагающем поиск неопровержимых доказательств авторства Воронихина, включая искусствоведческую экспертизу, основанную на сравнении «почерка» проекта Свято-Никольской церкви с другими зданиями, проекты которых точно принадлежат Воронихину.

Деятельность церкви до революции
На протяжении XIX - начала XX в.в. Свято-Никольская церковь выполняла не только привычные в современном понимании функции (прежде всего совершение церковных обрядов), но и вела большую просветительскую и благотворительную деятельность.
К началу 70-х годов XIX в. земли при церкви было 2331 квадратных сажени, пахотной - 53 с половиной десятин, сенокосной - 12 с половиной десятин. Всего полевой и луговой земли 66 десятин. Первая нарезка земли в количестве 33 десятин произведена при генеральном межевании землеустроителем Пантюхиным в 1792-1793 гг., вторые 33 десятины -землеустроителем Алалыкиным в 1866 году.
В 1875 году управлением графа Строганова было установлено, что луговая земля 12 с половиной десятин должна быть предоставлена в непосредственное пользование духовенства. Полевой же землёй 53 с половиной десятин за арендную плату пользуются крестьяне.
Арендные деньги с крестьян собирались церковным старостой, вписывались по приговору крестьян в особую данную волостным правлением книгу, расходовались на поддержание часовен в селе Кудымкоре и кладбища. Земли в собственность церкви отводились и в дальнейшем.
Согласно постановлению Соликамской Уездной землеустроительной комиссии от 19 июня 1915 года, в полной собственности Свято-Никольской церкви находились « участок земли под №1 площадью удобной семьдесят пять десятин, неудобной одна тысяча девяносто пять квадратных сажень, а всего удобной и неудобной земли семьдесят пять десятин одна тысяча девяносто пять квадратных сажень и участок земли под №2 площадью восемьдесят семь квадратных сажени, неудобной две десятины восемьсот восемьдесят три квадратных сажени, а всего удобной и неудобной земли пятьдесят две десятины две тысячи сто семьдесят квадратных сажень».(7, 94) Собственнику вменялось в обязанность содержать в исправности находящиеся в границах этой земли дороги, поддерживать, исправлять и строить заново мосты и другие необходимые сооружения.
По штату в 1873 году при церкви были настоятель, помощник настоятеля, два псаломщика. Штатные работники церкви жили в домах, построенных прихожанами на церковной земле. Священниками были весьма известные и авторитетные в крае люди. Один из них Шестаков Яков Васильевич. Он родился в 1858 году в селе Камасин Пермского уезда в семье священника. До назначения в 1891 года настоятелем работал законоучителем Кудымкарского 2-х классного мужского училища, наблюдателем церковно-приходских школ одновременно 7 приходов. Будучи заведующим Пешнигортской, Кекурской и Шадринской школ грамоты в течение 4 лет платил из своего жалованья учителю и за квартиру.
В 1892 году под руководством Шестакова Якова Васильевича при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства, за что он получил благодарность от Пермской духовной консистории.
В селе Кудымкор Шестаков Яков Васильевич был заведующим Кудымкарской воскресной школой грамоты и народной читальней.
За свою деятельность при Кудымкарсой Свято-Никольской церкви Шестаков Яков Васильевич получил благодарность «за полезную деятельность по народному образованию».
По указу Пермской духовной консистории от 3 февраля 1893 года №827 при Кудымкарской Свято-Никольской церкви было организовано попечительство.
Попечительство было создано «для удовлетворения нужд церкви, для помощи беднякам Иньвенского края, для устройства столовых и помощи по народному просвещению» (5,л.51).
Для сбора денег печатались подписные листы и рассылались в разные края России с просьбой возвращать эти листы в конце года с деньгами или без них (4,л.44)
Для руководства деятельностью попечительства избирался общим собранием совет, состоявший из председателя, кассира и секретаря. Их выбирали на три года. Первым председателем был Иван Яковлевич Кривощёков. Денежные суммы и материальные пожертвования проверялись ревизионной комиссией (6,л.47).
Попечительство заботилось о миссионерском приюте для девочек и богодельном общежитии.
Но важнейшим направлением деятельности попечительства была помощь народному образованию, которое находилось в печальном положении: «помещения их тесные, расширить их нужны солидные средства. Парты ветхи, да и их мало. В учебниках большой недостаток. Книг для народного и внеклассного чтения почти нет. Много книг без переплёта - истрепались. Пособий недостаточно. У некоторых детей нет обуви, у других - одежды, а у третьих, особенно сирот, нечем бывает питаться, и они, по необходимости, оставляют школу» (5,л.ЗЗ).
Однако у попечительства также не было больших средств из-за низкого уровня жизни людей. В одном из докладов, руководители сетовали, что они имеют «мизерные средства, но что могут дать бедные люди'7»(5,л.29). Т ем не менее попечительство делало, что могло. В частности, оказывалась помощь окончившим Кудымкарские мужское и женское училища для продолжения образования.
Активная благотворительная и просветительская деятельность церкви была грубо прервана революционными событиями в России.

Советский период истории церкви
В 1917 году, в истории церкви начался самый сложный период. Большевики, провозгласив отделение церкви от государства, на деле осуществляли тотальный контроль над деятельностью церкви. Преследовались представители духовенства, закрылось большинство религиозных учреждений.
В советский период кардинально изменилась и деятельность Свято-Никольской церкви. Её лишили всей собственности, оставив в управлении только культовое имущество. Однако и оно время от времени изымалось в пользу государства.
Так, согласно акту от 24 марта 1923 года «из означенной церкви изъяты для пермского древлехранилища две резные статуи небольшого размера, изображающие евангелистов Иоанна Богослова и Матфея, которые имеют историческое и художественное значение. Изъятие произведено в присутствии председателя Кудымкарского совета т. Тяпухина и председателя церковного совета священника Маляхнинского»(7,л.153).
В 1926 году подписан договор церкви с Кудымкарским Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов о передаче в бессрочное бесплатное пользование Кудымкарского храма с богослужебными предметами.
Представители церкви брали на себя обязательства «беречь переданное народное достояние и пользоваться им исключительно по назначению». Особо была оговорена недопустимость антисоветских действий. Пункт №3 договора гласил: «мы обязуемся не допускать:
А) политических собраний враждебных Советской власти направления;
Б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или её представителей;
В) произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти или против её отдельных представителей;
Г) совершение набожных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, в виду чего, мы обязуемся подчиниться всем распоряжениям местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов относительно распорядка пользования колокольни.»(7,л. 153)
На церковь была возложена обязанность оплаты всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нём предметов (ремонта, отопления, страхования и т.д.)
За утрату или порчу имущества церковь несла полную материальную ответственность.
Предусматривались меры полного контроля властей над условиями содержания имущества, для чего церковь обязали беспрепятственно допускать уполномоченных советом лиц к периодической проверке и осмотру имущества.
За нарушение условий договора представители церкви подвергались «уголовной ответственности по всей строгости революционных законов»(7,л.97).
Даже в этих условиях церковь активно занималась дозволенной деятельностью.
При церкви было создано религиозное общество, «с целью объединения граждан православного исповедания в районе прихода»(1,л.19).
Для достижения этой цели религиозное общество: «устраивало молитвенные собрания; управляло имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти; заключало сделки правового характера, связанное с управлением культовым имуществом; участвовало в съездах религиозных обществ; избирало служителей культа для совершения религиозных обрядов.»(1,л.24)
Членом общества мог быть каждый православный гражданин. Все вопросы решались на общем собрании. Общество могло собирать добровольные пожертвования и устанавливать членские взносы, однако обязательные членские взносы были запрещены.
Органы государственной власти могли вмешиваться в дела общества.
Устав общества должен был утверждаться «надлежащими органами государственной власти. Они же могли закрыть общество. Среди причин закрытия общества был и «арест части членов общества»(1,л.ЗО)
В 1930 году деятельность Свято-Никольской церкви была полностью запрещена, а здание церкви конфисковано под Коми-пермяцкий окружной краеведческий музей. Это решение было принято на заседании президиума Коми-Пермяцкого окружного исполкома - 7 февраля 1930 года протоколом №58п.15.(7,л.161).
В течение 60 лет в здании церкви располагался музей.

Современный период деятельности церкви
В годы перестройки верующие и церковь начали активно выступать за возвращение сохранившихся зданий Русской Православной церкви. С соответствующим заявлением исполнительный орган Русской Православной церкви обратился в исполнительный комитет Кудымкарского городского совета народных депутатов. 12 июня 1990 года городской исполнительный комитет в решении №125 постановил «передать по типовому договору безвозмездно в бессрочное пользование строение по ул. Октябрьской, дом 10, находящееся на балансе Кудымкарского гороно, общине Русской православной церкви в г. Кудымкаре». С этого времени началась история возрождённой церкви. 25 августа 1990 года окружная газета «По ленинскому пути» сообщала, что «18 августа в Кудымкар прибыл и приступил к своим обязанностям отец Георгий, настоятель возрождающегося в окружном центре православного храма.(8,с.З) Отец Георгий (Пийтер Юрий Михайлович) возглавлял Свято-Никольскую церковь до 2004 года. В настоящее время настоятелем является отец Игорь (Вилесов Игорь Анатольевич).
Церковь осуществляет свою деятельность согласно уставу, принятому на учредительном собрании Свято-Никольской церкви 25 октября 1999 года. Утверждён управляющим Пермской епархии Архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием 17 декабря 1999 года. Зарегистрирован отделом юстиции Коми-Пермяцкого автономного округа 27 декабря 1999 года.
Согласно уставу « приход Свято-Никольский г. Кудымкара Пермской области местная православная организация Пермской епархии Русской Православной церкви. В своей деятельности Приход руководствуется постановлениями Поместных и Архиерейских соборов, определениями Священного синода, Указами Патриарха Московского всея Руси, Каноническим уставом об управлении Русской Православной церкви, Уставом Русской Православной церкви, Уставом Московской Патриархии, Уставом епархии, Указами епархиального архиерея и настоящим Уставом.
Приход осуществляет свою деятельность при соблюдении законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации Коми-Пермяцкого автономного округа.»(15,с.2)
Приход является юридическим лицом и имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Приход не участвует в деятельности политических партий и политических движений и не оказывает им материальную и иную помощь. Принадлежащие Приходу здания, помещения и прилегающие территории не могут использоваться для проведения митингов, собраний и других манифестаций, имеющих политический характер.
Целями прихода являются «совместное осуществление права на свободу вероисповедания и распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании.» (15, с.6) В этих целях в Приходе осуществляются богослужения, таинства, обряды, шествия. Религиозные обряды по просьбам граждан совершаются в больницах, детских домах, в местах лишения свободы. Церковь занимается распространением православного вероучения, религиозным образованием, обучением и воспитанием прихожан. При церкви в настоящее время функционирует воскресная школа. Также приход может создавать учреждения для благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской, художественной, реставрационной и иной деятельности. При приходе могут действовать добровольные объединения граждан православного вероисповедания, в том числе братства и сестричества.
Приход возглавляется Настоятелем, назначаемым и освобождаемым епархиальным архиереем, который назначает и освобождает других священнослужителей прихода. Органами управления прихода являются: приходное собрание; приходской совет; ревизионная комиссия. Приход осуществляет свою деятельность на началах самофинансирования и хозяйственного расчета, как юридическое лицо, имеет самостоятельную смету, отвечает по своим обязательствам своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Приход, как юридическое лицо, может быть ликвидирован по решению Приходского собрания с последующим утверждением этого решения епархиальным архиереем, а также по решению суда в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством. (15, с. 15) Церковь пока не имеет безупречного авторитета. Среди объективных причин главной является та, что большинство людей сформировались в советское время, идеологией которого был атеизм. Можно предположить, что есть и субъективные, связанные с внутренними условиями и теми людьми, которые работают в церкви.
Свято - Никольская церковь пытается противостоять разного рода сектам, распространенным в Кудымкаре, но не всегда выходит победителем в тгой борьбе. Однако нынешний настоятель церкви отец Игорь убежден, что значение православия будет возрастать, а Свято - Никольская церковь вернет себе роль центра духовной жизни края.
Такая уверенность заслуживает уважения, тем более, что для нее есть некоторые основания. Газета «Парма-Новости», подводя итоги 2004 года, признала лауреатом в номинации «Партнер года» священнослужителей Свято - Никольской церкви, которые в проповедях «пытались просветить души своих прихожан». Подобные факты дают почву для осторожного оптимизма и позволяют надеться, что Свято - Никольская церковь сможет со временем вернуть себе роль центра духовной жизни края.

Библиографический список

1. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. - Документы религиозного общества.
2. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. - Годовые отчёты о деятельности Кудымкарской Свято-Никольской церкви 1889-1902гг.
3. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. - Документы по открытию церковного приходского попечительства.
4. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. - Подписные листы церковного приходского попечительства.
5. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. - Документы церковного приходского попечительства.
6. КПОГА, Фонд'№5. Опись №1. - Регистрация расходов приходского попечительства.
7. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. - Протоколы Свято-Никольской церкви.
8. Боталова А. «Возрождение храма».- «По ленинскому пути», 1990 №165
9. Зубов Ю.П. «Город на Иньве». Кудымкар: годы и люди. Автор-составитель Ю.П. Зубов. Пермь, «Горт», 1997.
10. «Коми-Пермяцкий национальный округ». Москва, 1948.
11. Конин Г.К. «Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого национального округа». Кудымкар, 1976.
12. Кривощёков И.Я. «Кама: путеводитель по р.Кама». Пермь, 1911.
13. Кривощёков И.Я. «Указатель к карте Соликамского уезда Пермской губернии, составленной по сведениям Соликамской земской управы». Екатеринбург, 1897.
14. Малахов М.В. - Отчёт Императорского Русского географического общества за 1880 год. М. 1881.
15. Устав Прихода Свято-Никольской церкви г. Кудымкара, Пермской епархии, Русской Православной церкви. Кудымкар, 1999.
16. Шишонко В.Н. - Пермская летопись. Второй период. 1613-1645 Пермь, 1903.
17. Шумская Л. «Списание и анализ памятников: церковное здание -ансамблевая роль». Кудымкар, 1986.

По материалам Радостева Ивана Анатольевича, г. Кудымкар