Об образовании | Портал Коми-Пермяцкого округа

Об образовании

Кого сегодня можно назвать «образованным человеком»? Если кто-то сделал грамматическую ошибку или не может назвать авторов, скажем, "Войны и мира" или "Евгения Онегина", то его записывают в невежды. Мол, как же можно не знать азы, которые изучают в школе.
Но вот я самым разным людям задаю детский вопрос из курса школы: почему меняются времена года, зима приходит вслед на осенью, лето за весной. Ответ очень многих звучит так. Дело якобы в том, что меняется расстояние от нашей планеты до Солнца. Но это в корне неверно. Причина совсем другая: земная ось наклонена, а потому наша планета в течение года освещена неравномерно. Я считаю, тот, кто этого не знает, столь же необразован, как и не знающий автора "Войны и мира".
Сегодня, когда в обществе бурно обсуждается реформа образования, спорят, чему и как учить, все громче раздаются голоса, что нагрузка на ученика становится непомерной. Надо чем-то жертвовать. Для многих выбор для урезания очевиден. Зачем мучить бедного школьника синусами и логарифмами? Зачем ему изучать в таких объемах физические законы и химические формулы? Ведь подавляющему большинству выпускников в жизни все это не пригодится.
Многие, довольно известные люди театра, кино, эстрады, перед многомиллионной телевизионной аудиторией с юмором вспоминают, с каким ужасом они ходили на уроки химии или физики.
К сожалению, должен констатировать, что в нашем обществе наблюдается равнодушие и даже отрицательное отношение к естественным наукам. Признаки "болезни" очевидны. Сильно упали тиражи научно-популярных журналов, с экранов телевидения пропали научно-познавательные программы, в школах исчезли подростковые объединения научно-технического творчества, в списке престижных профессий естественно – научные, инженерные профессии замыкает второй десяток, в то время как в США занимают второе место после профессии врача. Зато у нас буйным цветом расцветает лженаука, лжекультура. Поп «звездуны», шаманы, болтуны, колдуны, гадалки, жулики имеют баснословные доходы в отличие от тех, кто занимается наукой и производством. Словом, времена, когда физики были в почете, уходят в прошлое.
Но совершенно очевидно, что школу потому и называют общеобразовательной, что она должна учить всему. Ученик должен знать и синусы, и автора "Войны и мира". И не только потому, что заранее неизвестно, какую в будущем дорогу в жизни выберет выпускник. Вопрос гораздо глубже.
Что такое в XXI веке образованный человек? А, утрируя, должен ли будущий Пушкин знать, к примеру, как устроен атом, что такое двойная спираль ДНК, черная дыра, Большой взрыв? В наше время такие знания - это, по сути, таблица умножения. Без представления о них наш удивительный мир оказывается неполным. Замыкаясь в сугубо гуманитарной сфере, человек себя обделяет, осознавая только какие-то фрагменты мироздания, причем нередко не самые интересные и поразительные. Задача школы - дать каждому, повторяю, каждому ученику именно объемную, а не плоскостную, однобокую с креном только в естественные или гуманитарные науки картину мира. Освоить эту объемную "науку" в пределах школьной программы по силам любому человеку со средними способностями. Было бы желание.
Многие физики, математики, химики знают наизусть огромное количество стихов, прекрасно рисуют, играют на музыкальных инструментах. Чем это объяснить? В последнее время нейрофизиологи установили, что у "физиков" и "лириков" более активно работают разные части мозга. А потому только многосторонний человек на полную мощность использует этот самый удивительный инструмент, который нам дан природой. Зачем же, уже начиная со школьной скамьи, ограничивать себя, деля предметы на "любимые" и "ужасные".
Кроме того, давно замечено, что люди, интересующиеся естественными науками, обладают, если можно так выразиться, "стойким" мышлением. Ими очень трудно манипулировать, навязывать политические взгляды, а уж тем более заставить поверить в разные небылицы и чудеса, которыми забиты СМИ. Это крайне важно именно сейчас, когда со страниц газет и журналов, с экрана телевидения идет вал самой разной информации, нередко рассчитанной на дешевые сенсации.
Именно недостаток элементарных знаний является главной причиной нынешнего засилья лженауки и лжекультуры. Иначе как объяснить высокий рейтинг телепередач и статей, оболванивающих публику.
Астрологи процветают, а наука уходит со страниц печатных изданий и экранов телевидения. Причина ясна, ее и не скрывают - рейтинги и деньги. По этой логике живет "желтая пресса". Но, казалось бы, у центральных изданий, претендующих на звание серьезных, должен быть иной подход. Невозможно себе представить, чтобы "Таймс" или "Вашингтон пост" отдавали свои страницы гороскопам.
Какое все это имеет отношение к образованию? Самое прямое. С одной стороны, сейчас в обществе горячо спорят, каким быть образованию, власть начинает выделять на него уже довольно приличные суммы, а с другой - на читателей и зрителей обрушивается вал лженауки и откровенного мракобесия. Разве это не прямое одурачивание широкой публики? О каком просвещении в такой ситуации может идти речь?

Современная наука развивается на протяжении всего каких-то 8-10 поколений человечества. Ничтожно мало по сравнению с тысячами лет, в течение которых развивался человек разумный. А сколько достигнуто! Помню, как ещё совсем недавно, в 60-х годах мы с одноклассниками с увлечением собирали детекторный приёмник. Сейчас почти никто не знает, что это такое. Почти динозавр. И вот на памяти одного поколения появилась ядерная энергетика, космонавтика, компьютеры, расшифрован геном человека. Учёные вплотную подошли к созданию управляемого термоядерного реактора – безграничному источнику дешёвой энергии. Я уверен, что наука стоит на пороге новых фантастических открытий. Люди, наконец, узнают, как появилась жизнь, раскроют тайну Большого Взрыва, сумеют победить многие болезни.
Хочется верить в то, что здравые силы в образовании восторжествуют, нас не будет кидать то в углублённое изучение национальной культуры 17-18 века (почему не каменного века?), то экономики и права, то математики. Глубоко убеждён, школа должна воспитывать гармонически развитую Личность, успешно адаптирующуюся в современном мире.

Добавить комментарий