Евреи в Пермском крае: тогда и сейчас

Жизнь евреев на Урале до недавнего времени была полна ограничений и запретов. Например, до 18 века им было вообще запрещено селиться в России. С 1649 года стало понятно, что сдержать заселение определенных территорий России евреями очень сложно, поэтому с этого времени каждый год издаются указы, регламентирующие перемещение евреев через территорию России и Урал. Документы постоянно изменялись и дополнялись, они касались разрешений временного приезда в Россию еврейским купцам, а также полной высылки евреев за границу.


Первые евреи Урала


Даже такой знаменитый реформатор, как Петр I, приглашая лучших иностранных купцов в государство, делал оговорку «кроме евреев». Конечно, такой запрет был не столько из-за личной неприязни, сколько из-за того, что он был вынужден уважить мнение народа, который активно выступал против евреев.
Традицию продолжила и дочь Петра I, императрица Елизавета, издав указ о незамедлительной высылке всех евреев за границу и не допуске их в страну под любым предлогом.
Однако, несмотря на это в XVII-XVIII веках на Урале жило несколько семей евреев, правда это были крещеные евреи и эти случаи были скорее исключением из правил. Появились эти единичные евреи на Урале вследствие войны, которую Россия вела в 17 веке с Польшей. Именно с пленными, которых присылали в Сибирь и Пермь, попали сюда первые евреи.
Узнали истории о пленных евреях, осевших на Урале, из грамоты царя Михаила Федоровича, в которой он приказал отпустить всех пленных домой. Кто не захотел уезжать, те могли остаться жить в России. Эта грамота была датирована 1634 годом, и в ней были упомянуты евреи Урала.


Ограничение еврейских территорий


Однако после победы России и раздела Польши между Россией, Австрией и Пруссией, тысячи евреев Украины, Белоруссии, Польши и Литвы автоматически стали подданными России, и, естественно, такое количество евреев выгнать уже не было возможности и, как и все остальное население завоеванных территорий, они получили все права россиян.
Однако коренные жители России насторожено относились к евреям, и Екатерина II издала указ о «черте еврейской оседлости». Этот указ запрещал евреям селиться вне территорий, отведенных для их расселения. Евреи не могли свободно передвигаться по России, и были вынуждены жить на ограниченной территории.
Черта оседлости просуществовала вплоть до 1917 года.


Переселение ссыльных евреев


Урал не входил в эту черту. Долгое время даже основатель Перми Татищев не допускал возможность поселения евреев на Урале из-за так называемых национальных особенностей евреев. Однако все изменилось во времена массовых ссылок. Пермь была крайним западным пунктом Сибири, куда отправляли ссыльных, в том числе евреев.
Например, в записях есть информация о ссыльных евреях Лейбе Гершовиче и Ицике Мошковиче, которые отправились по ложному доносу в 10-летнюю ссылку на Урал, но после окончания этого периода остались жить в Перми.
Еще одним знаменитым евреем Урала был Григорий (Гирш) Перетц, вступивший в общество декабристов и ведший активную работу. Его девизом было слово «херут», что в переводе с еврейского означает «свобода». Несмотря на то, что после женитьбы он прекратил работу в обществе декабристов, его в 1826 осудили и отправили в ссылку в Сибирь.
Евреи оказали большое влияние на формировании общества Сибири и Перми. Даже столь распространенная фамилия на Урале, как Субботин, произошла благодаря евреям. С 1835 года на эти территории ссылались члены так называемой секты «жидовствующих», которые не признавали Христа сыном божьим, отрицали поклонение кресту и иконам и были знамениты тем, что чтили святую субботу. Первоначально этих евреев называли субботниками, а через какое-то время прозвище трансформировалось в знаменитую уральскую фамилию Субботин.


Жизнь евреев на Урале


Часть евреев приняла крещение, например – знаменитый дед Ленина по материнской линии Александр Бланк. В 1827 г. Николай I издал указ о привлечении евреев к несению обязательной воинской повинности, которая до этого заменялась денежным налогом. Евреев-мальчиков забирали на военную службу с 8-12 лет (они становились учениками-кантонистами). Если у русских брали 7 рекрутов из тысячи раз в 2 года, то у евреев – 10 каждый год. Служба длилась 25 лет (начиная с 18-летнего возраста). Не все они выживали из-за тяжелых условий быта, и в 1840-х годах возникло в Перми первое еврейское кладбище, где хоронили кантонистов.
К середине 19 века в Перми сложилось постоянное еврейское население. В 1865 г. в городе была арендованная в частном доме синагога и имелся казённый раввин.
В Государственном архиве Пермского края хранится Книга Пермской синагоги, в которой регистрировались рождения, смерти, бракосочетания и разводы евреев Перми и Пермской губернии за 1879-1916 годы (фонд 37, опись 6, дело 1092).
Сегодня интересы евреев представлены Европейским еврейским конгрессом, являющимся крупнейшей светской организацией евреев. С июня 2007 года ее возглавляет Вячеслав Кантор.

Добавить комментарий