И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам

В отличие от других социальных институтов образования и воспитания (школы, музеи, дома культуры, дома творчества, которые занимаются краеведением) библиотека, как показывает опыт, в процессе краеведческой работы выполняет несколько функций: воспитательную, информационно-образовательную, досуговую. Но главная задача библиотеки – стимулирование читательского развития.

В круг воспитательных проблем библиотек традиционно входит задача формирования патриотического сознания детей и подростков, пробуждение чувства родины. Ее просветительская деятельность в этом направлении имеет богатый опыт работы: книжные выставки, беседы, встречи с земляками, писателями, литературные вечера и многое другое. Досуговые формы работа библиотеки подразумевают индивидуальную работу с краеведческой информацией, книгой, иллюстративным материалом.

В 2010 году Коми округ отмечал 85 лет со дня образования. К этой дате Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края организовало литературный транзит в районы нашего края. Коми-Пермяцкая детская библиотека им. А.Н.Зубова, участвуя в транзите, провела ряд мероприятий по краеведению, в том числе игру-путешествие для младшего школьного возраста «По родному краю», которое включало мини-викторину на знание коми-пермяцких писателей, национального фольклора, литературных героев и обзор книг по истории родного края, географическим названиям округа. В селах Ленинск (Кудымкарский район) и Антипино (Юсьвинский район) на мероприятиях присутствовали всего 76 человек.

Кроме того, эта игра неоднократно проводилась для младших школьников Кудымкара. Всего, таким образом, это занятие посетили 126 человек, выдано 1512 экземпляров книжных и периодических изданий, в том числе и на коми-пермяцком языке.

Активными пользователями краеведческого фонда детской библиотеки могут быть как дети, так и взрослые, работающие с детьми, родители.

Для дошкольников (0-6 лет) по заявкам воспитателей детских садов библиотекари подготовили и провели игровую программу «Кудым - Ош – сказочный герой коми-пермяцких произведений». Это и другие мероприятия по краеведению проходят в литературно-краеведческой комнате, где создана атмосфера коми-пермяцкой старины, где собраны предметы быта коми-пермяков начала ХХ века. Больше всего детей привлекают разные просмотры и показы. Поэтому работники библиотек используют наглядную информацию о крае: фотографии, открытки, слайды, видеофильмы, иллюстрации самих краеведческих книг. Показы и просмотры обязательно содержат текстовые справки о том, что изображено на каждой фотографии или иллюстрации.

Не редкость в нашей библиотеке организуются встречи с интересными людьми. Так, например, для младших школьников (7-10 лет) в начале 2010 года состоялась презентация новой книги для детей коми-пермяцкой поэтессы Анны Истоминой «Мальчик из зеркала». На встрече присутствовали: автор книги и художник-иллюстратор Полина Рычкова. Каждая из них рассказала о творческих поисках и путях, которые, в конечном итоге, привели к созданию и выходу в свет этой книжки. Дети в зале были не только слушателями, но и активно задавали вопросы, рисовали вместе с художником, разгадывали кроссворд и читали стихи, в которых присутствуют слова на коми-пермяцком зыке. Так, ненавязчиво, прошел урок родного языка. Мероприятие понравилось всем, и детям и взрослым.

Для учащихся этого возраста разработана программа «Край, в котором я живу». Цель: пробудить интерес к истории своего края, природу, коми-пермяцкому фольклору. Программа включает игровые формы, познавательные беседы, просмотры видеофильмов. Среди проведенных мероприятий особенно удачными оказались час информации «Его имя носит детская библиотека» (3 кл.) и викторина по творчеству В.В. Климова (3 кл.). Книжная выставка-перевод «Язык земли родной» предлагала учащимся начальных классов перевести цифры, названия животных, приветствия с русского на коми-пермяцкий. Такая форма популяризации родной речи оказалась доступной для детей и поэтому вы-ставка пользовалась успехом.

У детей данного возраста библиотека должна развивать краеведческие знания путем книжных выставок, бесед, игровых программ, краеведческих викторин, уроков мужества (например, о земляках-героях). А также более масштабные - такие, как дни краеведческой сказки, экскурсии, краеведческие чтения, конкурсы творчества читателей, посвященные истории родного края, благотворительные акции.

К 65-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне читатели детской библиотеки приняли участие в окружной акции «Военная открытка». Учащиеся города и округа нарисовали рисунки и сочинили стихи, а работы победителей были включены в набор открыток о войне. К 9 мая всем участникам Великой Отечественной войны города Кудымкара был вручен этот набор открыток.

Главной формой библиотечной работы с подростками (11-14 лет) остается обучающая краеведческая игра. Это - форма деятельности, имитирующая познавательную ситуацию, создающая положительную установку на изучение и решение краеведческой проблемы, способствующая активному творчеству.

Популярной среди подростков (как и у руководителей детского чтения) стала игровая программа «У нас полный дом ребят», составленная по одноименному сборнику детского фольклора народов Прикамья. Библиотекари ежегодно включают её в план работы на лето.

В летние каникулы в библиотеке в сотрудничестве со школой № 5 работала краеведческая площадка «Кудымкар - город Кудым-Оша». По просьбе учителей библиограф детской библиотеки Надежда Филипповна Швецова проводила заочные экскурсии по нашему городу. Темы самые разные: «Памятники нашего города», «Улицы Кудымкара», встреча с интересным человеком. Интересно прошла электронная презентация, проведенная совместно со специалистом отдела краеведения центральной национальной библиотеки им. М.П.Лихачева, посвященная истории культуре, экологии и литературе нашего края. Активность детей была, по словам организаторов, на высшем уровне.

В школьном краеведении главная роль в изучении края принадлежит учащимся при непосредственном руководстве педагога. Так библиотека совместно с руководителем Штейниковой Натальей Семеновной, педагогом МОУ ДОД ДЮЦ «Радуга» и с учащейся школы № 9 6 класса Мизёвой Натальей организовали и провели встречу с замечательным человеком. На основе исследовательской работы Натальи проведена электронная презентация «Время, человек, судьба» о блокаднице Ленинграда Коноваловой Клавдии Павловне, проживающей в городе Кудымкаре в данное время. Коновалова К.П. поделилась воспоминаниями о том страшном времени. Сильное впечатление произвел кусок хлеба на зрителей, которые передавали из рук в руки эти 125 грамм. Подарком для Клавдии Павловны стало выступление Ульяны Якобчук, 5 лет, которая прочла стихотворение Елены Благининой «Подарок», и вязаные варежки. А на экране демонстрировались детские рисунки о войне, участников окружной акции «Военная открытка» (более 200 рисунков) и звучала фонограмма военных песен. Также была представлена книжная выставка с литературой на данную тему.

Второй год каждое воскресенье в литературно-краеведческой комнате проходит «Школа юного поэта», где маститые поэты города дают уроки поэзии юным дарованиям. Работы двух девочек, которые занимаются в этом кружке, были напечатаны в первом номере журнала для дошкольников и младших школьников «Сизимок». Журнал на русском и коми-пермяцком языках издан по заказу Департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края на средства и в рамках реализации краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края. Учредителем журнала стал ГКУК «Коми-Пермяцкий этнокультурный центр».

Для руководителей детского чтения в октябре 2010 года в библиотеке состоялся круглый стол, посвященный обсуждению документального фильма «Девять забытых песен» кинорежиссера Галины Красноборовой. На обсуждение были приглашены учителя и школьные библиотекари. Картину представлял Николай Кольчурин, в прошлом участник народных и фольклорных коллективов Косинского района, один из героев фильма. В фильме говорится о коми-пермяках и их древнем обряде «Лова» (Дух). Все участники круглого стола отметили, что проведение данного мероприятия необходимо практиковать среди школьной аудитории, чтобы пробудить интерес детей к обрядам и самобытности коми-пермяцкого народа.

Специально для родителей в библиотеке создаются краеведческие книжные выставки («Прочитайте вместе с детьми», «Учите любить свой край»); проводятся индивидуаль-ные консультации по выбору документов для домашней беседы о крае...

К сожалению, в городе нет коми-пермяцких школ, и родной язык не изучают, но библиотека остается тем островком надежды, где зёрна любви к родному языку, культуре зарождаются в душах наших юных читателей. И мы надеемся, что у наших детей навсегда сохранится любовь к своей малой Родине.